шапка ЦРО

logo_0_0 (1)

Круглый стол «Духовно-нравственное воспитание: методы и перспективы. Из опыта работы ОУ муниципального образования город-курорт Геленджик»

DSC_0008

DSC_0012

DSC_0019 25 сентября 2015 года на базе МАОУ СОШ №6 состоялся круглый стол по теме: «Духовно-нравственное воспитание: методы и перспективы. Из опыта работы ОУ муниципального образования город-курорт Геленджик». Встреча педагогов общеобразовательных учреждений и священнослужителей РПЦ прошла в теплой обстановке, обсуждались важные вопросы совместной работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

DSC_0071

DSC_0028

DSC_0059

Сценарный план проведения «круглого стола» на тему:
«Духовно-нравственное воспитание: методы и перспективы. Из опыта работы ОУ муниципального образования город-курорт Геленджик»
Время и место проведения:
25 сентября 2015 года в 15.00, МАОУ СОШ №6, ул.Жуковского, 7, каб. №107, 1 этаж.
Участники «круглого стола»:
— Василенко Елена Борисовна – начальник управления образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик;
— Протоиерей Александр Абрашкин – секретарь епархиального управления Новороссийской епархии;
— Иеромонах Митрофан (Ворона) – благочинный церквей Геленджикского округа Новороссийской епархии;
— Протоиерей Владимир Цапков – помощник благочинного Геленджикского округа по ОРОиК работе (отдел религиозного образования и катехизации);
— Добрынина Валерия Владимировна – директор МБОУ СОШ №4 им.А.В.Суворова;
— Шендерова Лидия Николаевна – методист МКУ «ЦРО», муниципальный координатор ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР («Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»);
— Учителя ОУ, преподающие ОПК, ОРКСЭ, внеурочную деятельность по духовно-нравственному направлению, заместители директоров по УВР.
Ход круглого стола:
Модератор (Шендерова Л.Н.): Я хочу начать работу нашего круглого стола со слов Президента РФ В.В. Путина «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и огорчения. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в ДЕТСТВЕ, в школьные годы.

1. Приветственное слово начальника управления образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Е.Б.Василенко.
2. Приветственное слово секретаря епархиального управления Новороссийской епархии.

3. Обсуждение темы круглого стола:
— Шендерова Л.Н. «Методическое обеспечение курса ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР»;
Вот уже три года ведется в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объёме 34 часов и состоит из шести модулей и это дает право выбора для детей и их родителей. Издательством «Просвещение» выпущены учебные пособия для уч-ся, книга для родителей, книга для учителя, учебные программы, а также электронное приложение к учебникам всех модулей. Огромная предварительная работа проводится в ОУ прежде чем родители выбирают модуль:
— родительские собрания по разъяснению данного курса;
— представление накопленного опыта по ведению ОПК в городе и крае;
— участие детей и родителей в конкурсах, викторинах, олимпиадах и акциях по ОПК.
В настоящее время содержание образования в общеобразовательных учреждениях регулируется федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО, ФГОС ООО). Рабочие программы и планирование учителя составляют с учетом нормативных документов и методических рекомендаций. Учебниками ОУ обеспечены полностью. 98% уч-ся школ г.Геленджика изучают модуль ОПК. Кадровое обеспечение – 100%, с обязательной курсовой подготовкой по ОРКСЭ с правом преподавания всех модулей. Курс ОРКСЭ носит культурологический характер и не предусматривает обучению религии (преподаванию вероучения). Учебный предмет несет больше воспитательный характер. А воспитание дело непростое, всегда возникают проблемы, вопросы и у учителей и у детей и у родителей. Вопросы были и вначале введения курса и сейчас. Предмет оказался нужным, но сложным, «трудноидущим» — учителю требуется качественная проработка материала и огромная подготовка к каждому уроку.
Как сделать эти уроки более живыми и интересными? Почему недостаточно простого рассказа? Зачем использовать мультимедийные средства на уроках ОПК? Слово учителю МБОУ СОШ №20…
— Ганчурина Т.В., учитель истории и обществознания, ОПК и ОРКСЭ МБОУ СОШ №20 им.Н.И.Ходенко «Формы работы учащихся на уроках Основ православной культуры по учебному пособию издательства «Просвещение», автор: А.Кураев»;
….
Некоторые уроки по курсу ОРКСЭ могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Использование регионального компонента будет способствовать решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к традициям, культурному наследию своей малой Родины и формированию порядочного, честного, достойного гражданина своего Отечества. Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Об этом нам расскажет учитель МАОУ СОШ №17…
— Махнач Л.В., учитель ИЗО, МХК и ОРКСЭ МАОУ СОШ №17 «Творческая и проектная деятельность учащихся в рамках урока ОРКСЭ»;
…..
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочуствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться СЕГОДНЯ. Слово учителю МБОУ СОШ №2 им.Адмирала Ушакова…
— Аноцкая О.И., учитель начальных классов и ОПК МБОУ СОШ №2 им.Адмирала Ушакова «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в кадетских классах и классах казачьей направленности»;
….
Обращаем внимание на состояние души детей! Уделить внимание формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий! Что же такое духовно-нравственное состояние человека? И здесь нам помогут священнослужители……
А сейчас слово директору МБОУ СОШ №4 им.А.В.Суворова….
— Добрынина В.В., директор МБОУ СОШ №4 им.А.В.Суворова «О взаимодействии ОУ и Церкви»;
……
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. В ОУ воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеурочная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. О том, как реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ СОШ №3 расскажет учитель…..
— Куликова Е.Б., учитель начальных классов и ОПК МБОУ СОШ №3 «Реализация программы по духовно-нравственному воспитанию в ОУ».
……
Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Учитель сегодня постоянно в поиске как сделать лучше и качественно. А качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией и самим собой.
4. Вопросы для обсуждения на круглом столе:
• Какие задачи в области духовно-нравственного воспитания стоят перед школой сегодня?
• Какие граждане страны нужны государству? Каков социальный заказ общества? (из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)
• Можно ли воспитать духовно-нравственную личность, патриота в современной школе?
• Как Вы считаете, организация воспитательной деятельности в современной школе, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию?
• Учитель, преподающий в ОУ предметы духовно-нравственного цикла должен быть обязательно верующим?
• Как Вы считаете, введение предметов ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР в ОУ способствует духовному росту детей.
• Насколько важен пример личного участия педагога в жизни Церкви в деле воспитания современных детей и подростков.
• Какие темы по ОПК и ОРКСЭ вызывают трудности у учителей, какую конкретную помощь могут оказать священнослужители?
5.Подведение итогов круглого стола.
«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди».
Свт.Иоанн Златоуст

Резолюция круглого стола

1. Провести обучающие семинары для учителей ОПК и ОРКСЭ совместно со священниками с целью разъяснения содержания тем уроков по Православию. 4 семинара в течение учебного года.
2. Организовать паломническую поездку для учителей ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР совместно с отделом ОРОиК.
3. Обеспечить возможность индивидуальных консультаций учителей ОПК и ОРКСЭ со священниками по содержательным линиям учебных предметов.
4. ОУ сотрудничать со СМИ: публиковать заметки, статьи педагогов, детей и родителей об интересных событиях данного направления.
5. Подготовить сборник разработок лучших уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, внеурочных занятий и кружков, а также творческих работ учащихся по духовно-нравственному образованию и воспитанию.
6. Совместно с отделом ОРОиК Геленджикского благочиния разработать рекомендации для учителей и родителей по православным традициям.